Жоламанов Куандык Досмаганбетович

Опыт и интерес – в сумме признание

Есть люди, чей авторитет непререкаем. Слово – первое и последнее. Мнение единственное. Но при этом ни намека на жесткость и жестокость – лишь понимание и доброжелательность. Отсутствие каких-бы то ни было диктаторских замашек – и требование беспрекословного подчинения. Причем окружающие подчиняются, как правило, даже не помышляя об иной модели поведения. Наверно, это и есть сила характера, почти физически ощущаемая. Этим удивительным сочетанием строгой доброты и доброй строгости поистине обладал человек, о котором осталась в университете светлая чистая память. Куандык Досмаганбетович Жоламанов (1931-2005 гг.). В этом скромном, на первый взгляд, человеке физически ощущалось спокойное достоинство уверенного в себе человека. Достигнув профессиональных высот в карьере, снискав безусловное уважение коллег и студентов, он сумел сохранить в себе благородную простоту в общении. Никакого высокомерия, раздражения. Панибратства. Уравновешенность и выдержка. У понятия «интеллигентность» есть много определений. Нередко это прежде всего элемент культуры, редкое умение не обременять собой других людей, уважительное отношение к любому человеку независимо от возраста и статуса. И своих родных детей, и своих студентов воспитывал педагог именно таким образом. Значение удачи и успеха не означало для старшего поколения, к которому Куандык Жоламанов принадлежал, того, что принято сейчас называть карьерой и славой. Делать свое дело на совесть, если в твоих силах помочь людям, – помоги, – жизненное кредо. Честь и совесть не купишь, их надо иметь. Сознание формируется всегда в детстве и отрочестве. Маленький Куандык только начал ходить в сельскую школу, но уже понимал, кто такой мугалим. Авторитет учителя на селе безоговорочно, безусловно высок. Самый грамотный, самый образованный. Самый справедливый человек. Это трепетное, почти благоговей ное уважение к учительскому труду будущий ученый – педагог сохранит на всю жизнь Близкие вспоминают: учился малец в школьную пору свою с большим старанием, стремясь во всем докопаться до сути, самому найти и вникать в правильное решение математической премудрости. Оттуда, со школьных лет юный отрок вынес первые уроки нравственного поведения, усвоил старую истину: чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять. Не достигнув даже совершеннолетия, целеустремленный юноша идет работать учителем в начальную школу хутора Дегтярное Северо-Казахстанской области. Через год поступает учиться заочно в Петропавловское педагогическое училище. И с этой поры судьба Куандыка Досмаганбетовича связана с образованием. Молодому специалисту довелось пройти все ступени учительства – после начальной школы учить детишек постарше. Знания и талант упорного джигита невозможно не замечать. Куандыку Досмаганбетовичу доверяют директорство в семилетней, а затем и в средней школе. Нелегкую директорскую стезю прошел достой но, все чаще задумываясь о сияющем будущем. Стремясь к знаниям, молодой честолюбивый человек едет в столицу Казахской ССР – окруженный высокими белыми горами, прекрасный город, утопающий в зелени садов – Алматы, где поступает на механико-математический факультет КазГУ им.С.М.Кирова. В те времена получить высшее образование в КазГУ имени Кирова, да еще на таком престижном и достаточно сложном механико-математическом факультете, было бы не под силу человеку, не обладающему силой воли и упорством. Да и поступить туда было край не непросто, конкурс на одно место был фантастическим. Выпускники флагмана высшей школы КАЗССР – Казахского государственного университета распределялись в вузы регионов, дипломы высоко ценили, так как качество обучения в те года было неизменно безупречным. Имеющий солидный практический стаж, дипломированный специалист направляется Министерством просвещения на работу на восток республики. С 1960 по 1972 годы Куандык Жоламанов исполняет обязанности ассистента, заведующего кафедрой физики и математики Семипалатинского зооветеринарного и Павлодарского индустриального и педагогического институтов. А в 1972-м году доцента Жоламанова направляют в Кокшетау на должность проректора. Физико-математический факультет местного пединститута основан в 1962-м году. Поначалу здесь образовалась лишь кафедра физики и математики, а уже в 1965-м создан полноценный факультет. С 1972-м года до конца своей жизни проработал в Кокчетавском пединституте, ставшем позже региональным университетом. Куандык Досмаганбетович Жоламанов именно здесь, в Кокшетау, полюбившемся ему тихом уютном городе, состоялся как грамотный ответственный руководитель, но очень принципиальный и требовательный. Должность проректора по учебной работе край не хлопотная, беспокойная и сложная. В вузовском учебном процессе множество проблем, и решать их как раз приходилось проректору. Начав преподавать дисциплины, требующие глубоких знаний в сфере экономики и математики, Куандык Досмаганбетович уделял значительное внимание методике преподавания в вузе, к тому же настаивал на оказании методической помощи учителям, работающим в профильных физматклассах школ города. Для него не было мелочей в работе. Любое дело выполнялось им качественно и с полной отдачей. Долгие восемнадцать лет являться проректором по учебной и научной работе крупней шего регионального вуза – громаднейший ответственнейший труд и чудовищные нагрузки на организм, постоянный цейтнот. Кто-то точно и метко сказал: «Все хорошее в жизни нашей происходит в состоянии цейтнота». В 1990 году открылась вакансия ректора, и коллеги на эту ответственную должность единодушно избрали Куандыка Жоламанова. Это, несомненно, достаточно заслуженная оценка добросовестного многолетнего труда, индикатор профессионального и человеческого авторитета, показатель доверия коллектива, признания вклада в науку и педагогику страны. Тысячи и сотни бывших выпускников, работающих ныне в школах края, и сегодня благодарны Жоламанову. В старые добрые времена была традиция: студенты-первокурсники целинного края принимали активное участие в уборке урожая зерновых, картофеля и овощей. Что характерно, Куандык Досмаганбетович всегда был вместе со студентами, энергично сотрудничал с руководителями совхозов и колхозов, стремясь эффективнее организовывать работу и быт студентов в сельской местности. Механизаторы таких совхозов, как Приреченский, Кусепский, Котыркольский, Заречный и многих других в лицо знали Куандыка Досмаганбетовича. Звания «Отличник народного просвещения Казахской ССР», «Отличник просвещения СССР», Почетная Грамота Верховного Совета Казахской ССР, высшая педагогическая награда Казахстана – медаль им. И. Алтынсарина – это признание титанических заслуг человека, во всем стремившегося к правде и справедливости. Евгений Боярский, кандидат филологических наук, ректор Кокчетавского пединститута имени Валиханова в 1972-1990 годы, с ноткой ностальгии вспоминал о совместной работе: «Рано ушел из жизни человек, почти два десятилетия работавший рядом со мной. Мы с ним практически ровесники (разница 1,5 года не столь значительна). Я, как и он, пережил и голод 30-х годов, и лихолетье Отечественной войны, и трудные послевоенные годы. Для меня, как и Куандыка, «альма-матер» стал один вуз – КазГУ: там прошли и наши студенческие годы, и аспирантура. Оба начали свою вузовскую работу в периферийных вузах рядовыми преподавателями, а после окончания аспирантуры и защиты диссертаций получили первые назначения: я – проректором УстьКаменогорского пединститута, он – заведующим кафедрой Павлодарского. И почти одновременно были направлены в Кокчетавский пединститут на руководящие должности ректора и проректора. 18 лет совместной работы – это своего рода феномен в вузах Казахстана. Мы почти разные по характеру, по темпераменту, по индивидуальным методам работы, но общие цели заставили нас взаимно понимать и поддерживать друг друга. Значительный рост учебно-материальной базы, коренное укрепление научного потенциала преподавательского состава, переход вуза во вторую категорию, переходящее знамя Министерства просвещения Казахской ССР по итогам 1983 года – яркие подтверждения тому. Куандык Досмаганбетович досконально знал свое дело, хотя первые годы он отвечал не только за учебно-воспитательную, но и за научную работу. Не раз приходилось ему одновременно замещать ректора. Руководил методическим семинаром, строго спрашивал с деканов факультетов и заведующих кафедрами за оперативное представление необходимых данных о работе подразделениях. Годовые отчеты (а это одна из многих других обязанностей проректора по учебной работе) всегда были конкретны, насыщены фактами и убедительны по существу, мне редко приходилось вносить в них свои коррективы. Авторитет Куандыка Досмаганбетовича среди проректоров педагогических вузов республики был на высоте, и не случайно Министерство не раз включало его в состав комиссий по проверке других вузов. За все время работы взыскание от Министерства получено было руководством вуза в сущности только в связи с декабрьскими событиями 1986 г. Но это скорее вопрос политической конъюктуры. Я понимал, что Куандык Досмаганбетович созрел для должности первого руководителя вуза, и ему предлагали это руководящее место в других вузах, и он даже давал вначале согласие, но потом оставался, не желая менять местожительство. Поэтому не случай но, подавая заявление об уходе на пенсию, я уверенно предложил кандидатуру Куандыка». Кадырхан Мусабаев, кандидат физико-математических наук, профессор, декан физико-математического факультета уважал искренно коллегу: «В моей памяти труженик просвещения Куандык Досмаганбетович остался как человек, который в труде видел основу и смысл жизни. На его плечах лежал практически весь груз учебно-воспитательного процесса: составление различной документации, в том числе и бесчисленных отчетов, систематическая работа с заведующими кафедрами, деканами. От заведующих кафедрами требовал знания и понимания структуры учебных планов, объема дисциплин в часах и временного порядка их изучения. Если кто-то «хромал» по учебным планам, проректор говорил прямо, что без знания этих документов невозможно рационально организовать учебный процесс кафедры и управлять им. Кто-нибудь «затруднялся в планах», Куандык Досмаганбетович сам на память называл ему объемы учебных дисциплин, а их по институту было ведь сотни. Когда я по делам заходил к нему в кабинет, то заставал его всегда чтото пишущим, деловые бумаги были аккуратно, по стопочкам, разложены на письменном столе. И на заседаниях ученого совета, ректората выступал с вескими четкими доказательствами, оперативно владея информацией. Это был феномен на ниве просвещения, загадка для многих из нас: как можно столько лет неустанно, вкладывая много времени и труда, заниматься одной и той же рутинной работой. Для него же это было профессиональной потребностью, сутью его характера. Куандык Досмаганбетович практически в жизни каждого из нас оставил заметный след: кого-то он подталкивал заниматься научной работой, кого-то - ускорить завершение диссертации, а кого-то он продвигал по служебной лестнице». Профессор Турсынбек Маликов вспоминал: «Благодаря демократическим принципам и такту ректора в организации работы руководства института, с одной стороны, а с другой – инициативе и активности проректора, Боярский и Жоламанов абсолютно на равных возглавляли институт. Причем проректор активно реализовывал в работе свои идеи, свое видение организации учебно-воспитательной работы. Тандем «Боярский -Жоламанов» дополнял друг друга, имел большую творческую силу, был созидающим даже тогда, когда возникали противоречия между ними. Мне запомнились его слова: «Я вечно начальником не буду, мне важно, как я буду смотреть в глаза людям после того, когда выйду на пенсию». Но нисколько не смягчал требования, если не сказать, усиливал, но оставался неизменно справедлив, выдвигая очень аргументированно, в деловой и деликатной форме, не оскорбляя людей, не ущемляя их достоинства. Не забуду казус: в те годы педпрактика на казахском отделении организовывалась в близлежащих казахских в Сейфуллинской и Кзылсаянской школах. Куандык Досмаганбетович вызывает меня и спрашивает: «Почему целых две недели никто не появляется в школах сел Кзылсая и им. Сейфуллина?». Надеясь как-то «выкрутиться», говорю: «Это кто сказал?» Вряд ли кто смог проверить практику в совхозах за семьдесят километров. Но отпираться было бесполезно: оказалось, что проректор сам побывал в этих школах». Трогательны воспоминания Марса Субханкулова: «Имя Куандыка, провозглашающее Радость, кажется всегда присутствующим. И так же, как в начальных классах, оно несет ощущение жизнепроживания. Была неповторимость присутствия Куандыка Досмаганбетовича. Наверное, так должны были смотреть те настоящие аксакалы (передававшие мудрость младшим), которые ушли в начале тридцатых годов. Его присутствие в разных жизненных ситуациях было лишено тягостности. Обычно руководители изображают из себя начальников, которым положено знать, приказывать, угрожать, наказывать и нести ответственность «за нас нерадивых». Куандык Досмаганбетович предъявлял требования, просил выполнить что-то, при этом не прибегал к таким уловкам, к которым прибегает большинство руководителей. Принято говорить: он ушел из жизни. Но весь ход слов, что мы нанизали выше, состоит в обратном. К его облику, сохранившемуся в нас и продолжающему быть, идет ощущение жизни. Он появлялся на кафедре, в лаборатории или аудитории, и не было ощущения давления, человек давал возможность другим быть «свободными», не заставлял (а так делают многие) подстраиваться под себя, пользуясь как магнитом, своим взглядом или жестами угрозы и значительности. Вот это ощущение «свободности», которым он одаривал собеседника, и лишало другого надобности сохранять против него обиду, сожаление, упрек. «Свобода» от отрицательного последствия делает воспоминания о нем чистыми и прозрачными. Иногда на его лице возникало почти детское сожаление (наверное, от предположения, что мы играем в ролевые игры и не готовы к проявлению открытой человечности). Особенно много такой “сожалительности” я увидел на его лице в один из последних юбилеев нашего пединститута, где несправедливо были расставлены акценты. Было ощущение дискредитации человеческой семьи, называемой коллективом, сожаление от человеческой «непонятливости» и, наверное, что-то ещё, мне неведомое. Ему неприятно вслух выразить в словах свои накопившиеся упреки тем, кто должен понимать «человеческое начало». Образ безупречности поведения, переданный ему старшими, всегда был для него основой того, что принято называть намерением, и сам ожидал от людей чистоты намерений. Присутствие этого невысказанного духовного плана делает его образ не искажаемым временем». Если сын остался за тобой, значит, ты сам остался…Отец будущего профессора был талантливым человеком, знавшим наизусть целые поэмы, дастаны. Об ораторском мастерстве Досмаганбета ага вспоминает Сабит Муканов в своей книге «Халық мұрасы». Выросший в такой атмосфере подросток не мог не увлечься генетически предопределенной тягой к знаниям. Симптоматично, что в зрелости Куандык Досмаганбетович заинтересовался философскими аспектами любимой науки математики, поступив в аспирантуру КазГУ. В 1969 году защитил диссертацию и ученую степень кандидата философских наук в своем неустанном стремлении постичь истину. Куандык Досмаганбетович вместе с супругой Танзилей Шаграевной вырастили семерых детей: двое преподают в вузах. Бахытжан на административной работе. Бауржан – кандидат физико-математических наук, доцент, профессор университета “Туран”. Батырхан в совершенстве владеет английским языком, один из ведущих переводчиков-синхронистов Казахстана. Сауле – кандидат экономических наук, доцент. Шолпан – специалист по PR и рекламе. Асан прошел магистратуру по Президентской программе «Болашак», Аман трудится на западе РК. Свой недолгий век человек Добра Куандык Жоламанов прожил как люди и для людей.