В любой сфере жизни общества есть и будут, к счастью, люди особенной закалки, созидающие личности, подвижники, энтузиасты, которых, словно спохватившись, после их ухода называют пророками. Это те, кто, сгорая ради блага других, не умели жалеть себя, кто всю жизнь вставал затемно на работу, кто в эпоху перемен имел мужество взять на себя труд и риск позитивно реформировать систему, кому досталась по судьбе участь, невзирая на препятствия, неотступно идти вперед и вести за собой. Кто дал этой жизни больше, чем взял. Слово «азамат» означает не просто гражданин. Это человек, обостренно чувствующий и несущий ответственность за свой род, за свое имя, за свою землю, за дело жизни, которому отданы годы праведного труда. Быть человеком – это знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир. Благодарные коллеги Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова издали в 2019-м году содержательную книгу с сим - воличным названием «Ничто не проходит бесследно», посвященную памяти бывшего ректора университета Абая Ахметгалиеви - ча Айтмухамбетова (1943-2018 гг.). Теплые воспоминания о детстве, юности, молодости самого ученого-педагога согревают душу каждого, кто прочитает о долгом, порой тернистом пути к высотам научной карьеры профессора, доктора физико-математических наук. Здесь же запечатлены удивительно трогательные фрагменты и знаковые события в жизни кол - лег, яркие, «любви счастливые моменты» творческой, наполненной светом личности на протяжении совместно прожитых плодотворных лет. Примечателен тот факт, что в горбачевскую перестройку в южной Кзыл-Орде состоялись первые в республике демократичные выборы ректора вуза по инициативе Министерства просвещения республики. Отрадно, что именно наш знаменитый земляк, известный политический деятель Казахстана Еркин Нуржанович Ауельбеков, имя которого для каждого просвещенного казаха яв - ляется символом достоинства, чести и преданности отчизне, горячо поддержал кандидатуру Абая Айтмухамбетова. Разумеется, день 22 июля 1987 года остался в памяти Абая Ахметгалиевича светлым днем настоящего успеха и подлинного признания, ведь абсолютное большинство голосующих вполне демократично и открыто проголосовало за него. А уже через четыре года в августе 1992-го коллективу Кокшетауского пе - дагогического института имени Шокана Уалиханова в год тридцатилетия вуза тогдашним министром Шайсултаном Шаяхметовичем Шаяхметовым представлен новый ректор. Им и стал Абай Айтмухамбетов, к тому времени зарекомендовавший себя как отличный организатор и уважаемый как коллегами, так и местной властью, творчески работающий руководитель. К сожалению, по состоянию здоровья был вынужден оставить руководство Кокчетавским педагогическим институтом преданный делу жизни замечательный человек и видный ученый Куандык Досмагамбетович Жоламанов, с которым, кстати, у нового ректора сложились теплые дружеские отношения. Начались трудовые будни, напряженной работы невпроворот, тем более, если учесть, что на тот момент, по словам самого Абая Ахметгалиевича, Кокшетауский пединститут представлял собой «среднестатистический вуз со слабой материально-технической базой»: здание и другие объекты вузовской инфраструктуры выглядели непрезентабельно, учебно-лабораторные базы далеки от совершенства, дефицитом оставалось необходимое оборудование и учебные пособия. Чтобы все это преодолеть, требовалась недюжинная хозяйская хватка, деловая интуиция, очевидные лидерские способности. Конечно, материально-техническое переоснащение вуза – дело наживное, главное – человеческий фактор. Как раз качественный кадровый потенциал вуза радо - вал: многие преподаватели проходили научные стажировки в городах Союза, успешно завершали учебу в аспирантуре, защищали ученые степени. Нельзя было мириться с ролью аутсайдера, вуз нуждался в оперативном реформировании с учетом всех имеющихся материальных и интеллектуальных ресурсов. Ирония судьбы, но спустя годы именно этот руководитель назовет это са - мое высшее образовательное учреждение образцом классического ВУЗа! Он имел на это полное моральное право, поскольку возглавлял Кокшетауский университет имени Шокана Уалиханова, Абай Ахметгалиевич Айтмухамбетов на протяжении 15 лет как раз в самые непростые годы. Надо ли утверждать, какое важное стратегическое значение имел процесс формирования крупнейшего в северном регионе Казахстана университета – многопрофильного учебного заведения, выпускники которого востребованы теперь в государственных организациях, и крупных компаниях, и частных фирмах не только города Кокшетау и Акмолинской области, но и республики, соседнего ближнего зарубежья. После объединения трех образовательных учреждений: сельскохозяйственного института имени Смагула Садвакасова, Кокчетавского педагогического института имени Шокана Уалиханова и филиала Карагандинского политехнического института ректор Абай Айтмухамбетов упорно занимался организацией современного образовательного центра: под его личным контролем шел ремонт учебных корпусов, проводили восстановление заброшенных студенческих общежитий, построенных в советское время и требующих тотальной реконструкции. Приходилось проявлять принципиальность и настойчивость, выбивая служебные квартиры для преподавателей. Не будем забывать и о том, каково приходилось горожанам и жителям отдаленной глубинки большой области в начале трудных 90-х: то и дело отключалось электричество, сам город Кокшетау, увы, прославился печально знаменитым на всю республику размораживанием системы отопления, людей пугали хронические задержки с выплатой зарплат, перебои водоснабжения. Транзитный постсоветский период, смутное время помнит старшее поколение, ведь лихорадочное введение рыночных элементов далось обществу и населению нелегко. Что касается вузовской системы, неминуемо возникали различные затруднения в преподавании общественно-политических дисциплин, идеологическая база кардинально менялась, непросто было заново составлять или полностью обновлять учебные и рабочие планы и программы, перестраивать научное сознание. Титаническими усилиями всего коллектива вуза шел переход на новый уровень отношений. Новое поколение студентов, племя младое, незнакомое… а воспитывать их в наступивших условиях тоже надо было учиться самим преподавателям. В нравственной атмосфере общества ощущался свежий вольный дух долгожданной идеологической свободы. Но на голых лозунгах и отчаянных призывах далеко не уйти: финансы должны быть направлены на развитие науки, соцпакет в помощь преподавателю, в приоритете усиление научно-производственных контактов, создание новых принципов обучения, открытие новых специальностей. Актуальным оставалась потребность наращивать собственный бренд, расширять типографско-издательский потенциал, который воплощал замысел служить продвижению смелых, порой дерзких научных изысканий. Ключевой заслугой ректора Айтмухамбетова, бесспорно, является создание оптимальных условий для полноценной полнокровной качественной работы профессорско-преподавательского коллектива. В просторных, солидно оформленных, светлых, с огромными окнами аудиториях Кокшетауского университата им. Ш. Уалиханова и работается, и дышится легко и вдохновленно. Университет полностью компьютеризирован: через сервер можно связаться в считанные минуты с любым учебным или вспомогательным подразделением. Гордость вуза – многотысячная библиотека, которая ежегодно пополняется литературой на 10-15 миллионов тенге. При ректоре Айтмухамбетове привычными становятся деловые и дружеские связи с педагогами, учеными крупных образовательных и научных центров России: Новосибирска, Омска, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени. Наиболее активные продвинутые специалисты разных факультетов университета не раз получали высокое звание «Лучший преподаватель ВУЗа», а ведь именно этот значительный фактор – один из самых надежных индикаторов профессиональной состоятельности преподавателей. Педагоги становятся лауреатами Президентской стипендии «За выдающийся вклад в науку». Таким образом, вполне логичным и закономерным, ожидаемым явлением для вуза стало обладание престижным Международным сертификатом соответствия системе менеджмента качества. Для Абая Ахметгалиевича ставшим ему родным университет не стал чужим и после ректорской отставки. Он продолжал заниматься научными исследованиями в области космической физики, с пользой и удовольствием, интересом и азартом читал студентам увлекательные лекции, приобщая молодежь к сфере высокой науки. Порой удивляемся, сколько одна многогранная личность способна сотворить для целого университета, для создания психологически комфортной атмосферы и дружеской обстановки в отношениях «преподаватель – студент». Экзамены принимать у каждого студента комиссионно стало нормой – так исключается возможность произвола и коррупционных проявлений со стороны педагогов. Толерантная личность, Абай Ахметгалиевич, взял на себя смелость отменить анкетирование студентов по вопросам оценки деятельности преподавателей. Объективных данных тут, как ни крути, не получишь, а заниматься формализмом не в правилах строгого требовательного руководителя. Именно ректором Айтмухамбетовым заложена основа для развития востребованной по тем временам кредитной системы образования, благодаря его усилиям студенчество и преподавательский коллектив активно реализовывали международное научное сотрудничество с ведущими университетами Западной и Восточной Европы, Америки. На возможность участия одаренных талантливых студентов в международных научных конференциях, практически полезные стажировки преподавателей в дальнем зарубежье, позволяющие углубленно изучать успехи западной образовательной системы, интенсивное усиление научных зарубежных связей – на все это находил и изыскивал средства ректор, не жалея энергозатрат и личного времени. Профессору Айтмухамбетову отнюдь не была свойствена присущая многим руководителям манера бравировать многочисленными наградами и званиями (а их у него предостаточно). На вопрос о том, каким званием или наградой дорожит, отвечал предельно просто: «Я – педагог, профессор, остальное не важно!». Наверное, такая принципиальная позиция и предопределила лако ничный ответ ученого на вопрос: «Что же можно считать отличительной особенностью университета имени Шокана Уалиханова»? Абай Ахметгалиевич ответил точно и просто: «Дух порядочности во всем». Есть поверье, что существуют геовибрации родной земли, физически исцеляюще ощутимые. О своих корнях и истоках не смел забывать профессор, а возвращение к истокам всякий раз вдохновляло и радовало – это село Боровское Мендыкаринского района Костанайской области. Аманат отца, Ахметгали Айтмухамбетова, внесшего неоценимый вклад в развитие целинного региона, достойный сын выполнил с честью – до самоотречения служить народу, быть полезным людям. А звание «Почетный работник образования Республики Казахстан», вручение престижного правительственного ордена «Құрмет», Грамота Первого Президента Республики Казахстан, награда из далекой Европы, из самой Франции « Laureat-medaille d’or spi» (за вклад в мировую науку и образование) – для истинного радетеля просвещения и науки были всего лишь отметкой в резюме. Только воплощение в жизнь мечты детства и юности может принести счастье. Абай Ахметгалиевич умел быть счастливым человеком, обладая правом и долгом оставаться свободным и сильным, зная секрет сохранения прекрасных отношений с коллегами, которых никогда не считал за подчиненных, годами создавая прочную команду единомышленников, доверяя соратникам, видя в каждом личность. Имя Абая Ахметгалиевича Айтмухамбетова дорого всем тем, кому он доверял, кого умел ценить и вовремя направлять на тернистый путь научных изысканий, кто по предназначенной свыше судьбе шел рядом, вдохновляясь жизненной энергией и благими деяниями человека Добра.