Евгений Иванович Боярский (1929- 2020 гг.) … Руководитель, ученый, Человек с большой буквы, бесконечно преданный своему любимому делу, посвятивший себя служению людям. Около двадцати лет Евгений Иванович руководил Кокчетавским педагогическим институтом им. Ч. Валиханова, став одним из организаторов высшего образования в Кокшетау. Он успешно совмещал административную работу с педагогической и научной деятельностью. Евгений Иванович имел облик типичного ученого: зачесанные назад волнистые волосы, массивные очки и при этом подкупающая интеллигентская улыбка мудрого человека делали его образ цельным и привлекательным. Высокий, плечистый, представительный, он внушал уважение одним своим видом. Каким же был путь Е.И. Боярского к профессиональной вершине? Евгений Иванович родился 13 октября 1929 года в Павлодарской области, школу окончил в поселке Шортанды Акмолинской области. Там он начинал свою трудовую деятельность учителем русского языка и литературы. Получив филологическое образование в КазГУ им. С. Кирова, работал в Гурьевском педагогическом институте. В конце 50-х годов Е.И. Боярский становится соискателем при МГУ им. М. В. Ломоносова, позже поступает в аспирантуру КазГУ. В эти годы он работает в Алма-Ате в редакции газеты «Учитель Казахстана» – сначала литературным сотрудником, затем заведующим отделом вузовского образования, науки и культуры. В середине 60-х годов успешно защищает кандидатскую диссертацию по историческому роману в МГУ им. М.В. Ломоносова и получает назначение на должность проректора Усть-Каменогорского пединститута, где он проработал около пяти лет. С 1971 по 1990 гг. Евгений Иванович Боярский возглавлял Кокчетавский педагогический институт им. Ч. Валиханова. Это было время значительных достижений в деятельности нашего вуза, в становление которого ректор вложил все свои силы, душу. При нём были открыты новые факультеты и специальности, выстроены девятиэтажное здание института и два общежития, открыт спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник» (ныне «Тулпар»). Большой популярностью пользовались студенческие строительные отряды, вожатско-инструктивные лагеря, пионерская практика. Боярскому Е.И. удалось сплотить коллектив и создать благоприятные условия для развития науки, проявления творчества и инициативы как преподавателей, так и студентов. «Если бы у нас была книга рекордов университета, то Е.И. Боярский обязательно бы в нее вошел как ректор, который дольше всех проработал в своей должности. Почти двадцать лет! – отмечает к.п.н., доцент Б.В. Крамаренко. – Наверное, такой рекорд побить сложно. Евгений Иванович понимал, что это тяжелая ноша, которую он достойно пронес все эти годы». С 1990 года в течение семи лет Евгений Иванович руководил кафедрой русской и зарубежной литературы, заботясь о профессиональном росте преподавателей, повышении качества образования, о сохранении и передаче молодежи духовных ценностей. Он определил приоритетные направления деятельности кафедры через активное вовлечение педагогов в научную работу, внедрение новых методов обучения. За многогранную деятельность Е.И. Боярский был награжден грамотами Верховного Совета КазССР, званием «Отличник просвещения СССР», орденом Трудового Красного Знамени, медалью имени Ибрая Алтынсарина и др. Евгений Иванович пользовался высочайшим авторитетом в коллективе преподавателей, сотрудников и студентов. Все отмечают его личностные качества как педагога и руководителя: высокую порядочность, интеллигентность, врожденное чувство такта, справедливость и ответственность. Вспоминает старший преподаватель С.Н. Касенов, знавший Е.И. Боярского со своей студенческой скамьи: «Евгений Иванович, безусловно, относится к той категории людей, которые представляют элиту в собственном смысле этого слова, поскольку в нем естественным образом соединились интеллект и интеллигентность. Многие ошибочно считают, что эти понятия синонимичны. На самом деле, интеллект – это уровень образованности, начитанности, знание нескольких языков. По этому поводу уместно привести размышления академика Д.С. Лихачева, который писал: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого. Интеллигентность – это терпимое отношение к миру и к людям, это тренировка духовных и душевных сил». Я думаю, эти качества в полной мере воплотились в Евгении Ивановиче Боярском, который смог путем постоянного самосовершенствования достичь желаемого сплава высокой образованности и интеллигентности. В моей памяти он сохранится как человек, который смог удачно соединить в себе ученого и умного, терпимого, тактичного руководителя. Мне кажется, это дар. Такие люди и составляют настоящую элиту общества». В общении с коллегами и студентами Евгений Иванович был предельно деликатен, внимателен, корректен. Строгий и серьезный на первый взгляд, Евгений Иванович был очень демократичным, принимал решения взвешенно, на основе всестороннего их обсуждения в коллективе. Как ректор, он всегда интересовался жизнью коллег, студентов, особое внимание уделяя их быту и досугу. По воспоминаниям старшего преподавателя Г.В. Забиняковой, «студенческая жизнь была очень насыщенной и ничуть не отличалась от столичных вузов: строй отряд, оздоровительный лагерь «Буревестник», вожатский инструктивный лагерь, пионерское лето, комсомольские собрания, литературные вечера, спортивные состязания… Нам очень повезло, что мы учились в годы ректорства Боярского. Помню, как однажды во время своего отпуска он прибыл к нам в строй отряд в Валихановский район, чтобы узнать об условиях работы, возможных проблемах. Мы бесконечно уважали его за демократичность и искренность. Евгений Иванович казался нам совершенным и гармоничным во всех отношениях, и на Олимпе преподавателей -богов он был настоящим Зевсом». Е.И. Боярский был увлечен своей преподавательской деятельностью: его лекции по истории русской литературы начала ХХ века впечатляли коллег и студентов основательностью, тонким анализом литературных текстов, доступностью изложения. Занятия проходили живо, увлекательно, отличались научной глубиной и полемической заостренностью. На лекции он всегда приходил с целой стопкой книг, зачитывая фрагменты из произведений и мастерски их комментируя. Любимый автор Евгения Ивановича – Максим Горький. О нем он говорил особенно вдохновенно, увлеченно, погружая слушателей в художественный мир писателя. Сам Евгений Иванович был человеком яркой внешности, статным, с густым баритоном, и в сознании студентов он ассоциировался с горьковскими героями, свободолюбивыми и гордыми. М. Горький – личность, которая, по воспоминаниям его современников, «излучала мощное энергетическое поле, непосредственно влиявшая на судьбы мира». С полным правом, на наш взгляд, эти слова можно отнести к Евгению Ивановичу. Признанием высочай шего уровня его профессионализма стала крылатая фраза, передававшаяся из уст в уста среди студентов-филологов: «Я б Горького выучил только за то, что им занимался Боярский». Встреча с Евгением Ивановичем повлияла на судьбы многих, кому посчастливилось знать его. Он воспитал целую плеяду учеников, многие из которых сей час сами преподают в нашем университете. По их воспоминаниям, Е.И. Боярский был блестящим, эрудированным преподавателем, его занятия – «настоящая школа мысли, творческого поиска» О.А. Смирнова, магистр педагогических наук, была одной из лучших учениц Евгения Ивановича. Она с теплотой рассказывает о занятиях любимого учителя: «Яркая деталь его образа – неповторимый, практически «левитановский» тембр голоса, твердость и размеренность интонации, которые воздей ствовали на слушателей и собеседников гипнотически. Студенты на лекциях сиде- ли завороженно, затаив дыхание. Запомнились открытость преподавателя, готовность делиться своим опытом и знаниями. Сам Евгений Иванович был образцом русского интеллигента ХIХ века в лучшем его проявлении: внешне харизматичен, высоко образован, эрудирован, верен своим убеждениям, всегда сдержан, собран, деловит, подчеркнуто вежлив со всеми без исключения, требователен к себе и другим. Мои студенческие годы выпали на время распада СССР, когда все советское отрицалось, идеалы ушедшей эпохи разрушались, ценности ставились под сомнение. После прочтения статей новомодных критиков нам не терпелось развенчать мифы советской литературы. На занятиях у Евгения Ивановича мы время от времени при анализе произведения пытались объяснить его замысел не масштабом личности автора или эпохи, а человеческими пороками или даже низменными пристрастиями, обнаруженными в «новых» творческих биографиях писателей и поэтов, но преподаватель твердо и последовательно убеждал нас в обратном. Евгений Иванович не позволил нам девальвировать классику до уровня бульварного чтива. И в этом не было педагогического пафоса. Это был урок, который дал учитель своим ученикам: никогда не изменять своим идеалам, проявлять уважение ко времени и его героям, даже если они таковыми, на наш взгляд, не являлись. Евгений Иванович учил думать, а не выносить поверхностное суждение. Именно эти качества вызывали уважение и даже трепет не у одного поколения студентов филфака». Несмотря на занятость, Е.И. Боярский находил время не только для своей любимой дисциплины. Как вспоминает к.ф.н., доцент А.И. Есмагулов, «Евгений Иванович всегда живо интересовался восточной, казахской литературой. Помню 1988 год. Впервые наш народ узнал о Шакариме Кудай бердиеве, двоюродном брате Абая Кунанбаева. «Только из такой среды выходят великие деятели», – как сейчас помню эти слова Боярского. А через три месяца услышал из его уст много нового о Шакариме». Коллег поражала его «всеядность», постоянная готовность к самообразованию. Как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни Евгений Иванович был сторонником активного образа жизни: с удовольствием ходил на лыжах, плавал, много путешествовал по туристическим маршрутам, посетив знаменательные места в Казахстане и России. Он был очень разносторонним человеком, имел много увлечений. Еще учась в КазГУим. С. Кирова и аспирантуре, Е.И. Боярский пристрастился к работе в библиотеке и к театру. Часами сидел в знаменитой московской «Ленинке», вобравшей в себя богатей шую литературу всех времен и народов. Театр был его большой любовью, он старался увидеть все лучшие спектакли. Когда они вместе с женой Галиной Матвеевной бывали в Москве и Алма-Ате, обязательно посещали столичные театры. Одним из увлечений Евгения Ивановича были шахматы, в свое время он участвовал в первенстве Казахстана. Перворазрядник Боярский играл всегда, будучи и студентом, и ректором. Примечателен тот факт, что именно благодаря шахматам он познакомился в студенческие годы со своей будущей супругой. Евгению Ивановичу поручили вести шахматный кружок для девушек, Галина Матвеевна была его ученицей. Романтичная влюбленность, возникшая благодаря общим увлечениям: литературе, шахматам и театру – переросла в большое и сильное чувство. Все, кто их знал, говорят, что это была красивая и счастливая пара, излучавшая свет настоящей любви и высокой культуры. Галина Матвеевна, кандидат филологических наук, доцент, поддерживала Евгения Ивановича всегда и во всем. Вечерами после занятий они вместе приходили в институтское общежитие, знакомили студентов с литературными новинками, обсуждали спектакли Кокчетавского русского драматического театра и кинопремьеры, приобщая молодежь к современной культуре. Отличный семьянин, верный друг, надежный и мудрый человек, Е.И.Боярский оставил о себе самую добрую память в сердцах благодарных коллег и учеников, родных и близких. К.п.н., доцент Н.П. Локтионова с большой теплотой отмечает: «Для меня имя Евгения Ивановича ассоциируется с понятиями глубокой порядочности, честности, ответственности. Таков он был в работе, таким оставался и в быту, в личной жизни. В семье Евгений Иванович пользовался непререкаемым авторитетом, его мнение и совет всегда были очень важны». Жизнь подарила друзьям и соратникам Е.И. Боярского возможность общаться с такой Личностью, которую сегодня называют «уходящей натурой ». Он был неповторим, талантлив, уникален. Евгений Иванович относился к когорте людей, именуемых Мастерами. О нём с уверенностью можно сказать словами поэта Роберта Рождественского: … сегодня, как и вчера – на плечах эту землю держат и несут на себе Мастера!... Годы уходят. Но остаются результаты труда, живые воспоминания. Остаются преемники, верные профессиональным заветам, кодексу чести Учителя и продолжающие его дело.