18. ИРН AP23487659 «Формирование культурных ценностей и гражданской идентичности в полиязычном пространстве Казахстана в эпоху глобализации» (Дальбергенова Ляззат Елемесовна)
Информация по научным и (или) научно-техническим проектам грантового финансирования МНВО РК
1) Грантовое финансирование грантовое финансирование научных и (или) научно-технических проектов на 2024-2026 годы (срок реализации 36 месяцев)
Краткая информация о проекте
Тема проекта
ИРН AP23487659 «Формирование культурных ценностей и гражданской идентичности в полиязычном пространстве Казахстана в эпоху глобализации»
Руководитель проекта
Дальбергенова Ляззат Елемесовна, ассоциированный профессор, PhD
Сроки реализации
2024-2026 гг.
Сумма финансирования
51 813 469 тенге (Пятьдесят один миллион восемьсот тринадцать тысяч четыреста шестьдесят девять) тенге 00 тиын
Актуальность
Казахстанское общество столкнулось с необходимостью формирования новой гражданской идентичности в эпоху глобализации. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью решения вопросов, затрагивающих языковые и культурные аспекты, формирующие будущее поколение в условиях глобализации и интенсивных культурных контактов. Образовательные программы и методики должны также принимать во внимание современные вызовы, связанные с глобализацией и технологиями. На формирование мировосприятия детей колоссальное воздействие оказывает расширение доступа к цифровым и медиа ресурсам. Новаторским в контексте стратегии социального развития многонационального современного Казахстана является исследование в рамках проекта влияния детской литературы на формирование культурных ценностей и гражданской идентичности. В основе проекта лежит положение о том, что языковое сознание отражает видение окружающего мира, включая его культурные и общественные ценности.
Цель
Цель проекта заключается в исследовании влияния языка на процесс формирования и развития культурных ценностей и гражданской идентичности у детей в полиязычном пространстве Казахстана в эпоху глобализации посредством анализа механизмов и факторов, оказывающих воздействия на данный процесс.
Результаты проекта
Достижение цели и решение поставленных задач проекта возможно при междисциплинарном подходе, объединении лингвистического, педагогического, культурологического и социологического аспектов. С точки зрения лингвистики будет проведен анализ роли языка в формировании культурных ценностей и гражданской идентичности в поликультурном пространстве. В этой связи важно изучить влияние культурного и социальных контекстов на личностное развитие и самоопределение личности. Педагогический аспект подразумевает поиск эффективных стратегий посредством детской литературы формирования культурных ценностей и гражданской идентичности подрастающего поколения Казахстана. С учетом данных направлений исследования, проект стремится не только расширить теоретические знания о влиянии поликультурной среды на формирование идентичности, но и предоставить практические рекомендации и шаги для решения вопросов развития культурных ценностей и гражданской идентичности подрастающего поколения.
Данный проект имеет потенциал оказать влияние на различные аспекты общественной и научной сфер. Результаты анализа теоретической литературы, данные эксперимента, могут способствовать расширению научных знаний влияния поликультурной среды и ее влияния на формирование культурных ценностей и гражданской позиции через междисциплинарный подход и соотношение таких факторов как лингвистический, педагогический, культурологический и социологический.
Проект будет иметь социальный эффект поскольку изучение механизмов самоопределения и формирования идентичности содействует развитию нравственных ориентиров и гражданской позиции, что ведет к укреплению социокультурной стабильности в многоязычном пространстве. Экономический потенциал заключается в том, что практические и теоретические результаты проекта могу привести к созданию новых образовательных и культурных продуктов, таких как хрестоматия для детей на трех языках со сказками, рассказами, повестями казахстанских авторов, ученого пособия по переводу детской литературы, монографии, отражающей результаты теоретических исследований команды проекта. Заинтересованными в результатах проекта сторонами также являются Комитет по языкам РК, Ассамблея народа Казахстана, Ассоциации переводчиков и др. Результаты исследования могут быть интересными для международного научного сообщества, способствуя укреплению академических связей и обмену опытом с другими странами.