Информация по научным и (или) научно-техническим проектам грантового финансирования МНВО РК

Грантовое финансирование грантовое финансирование научных и (или) научно-технических проектов на 2025-2027 годы (срок реализации 36 месяцев)

Краткая информация о проекте

Тема проекта

AP26197733 Формирование исследовательских компетенций через изучение коммуникационных стратегий для эффективного кросс-культурного взаимодействия в языковом пространстве Казахстана

Руководитель проекта

Байманова Л.С.

Сроки реализации

2025-2027

Сумма финансирования

93 616, 266

Актуальность

Настоящее исследование посвящено изучению коммуникационных стратегий через развитие исследовательских компетенций для эффективного кросс-культурного взаимодействия в языковом пространстве Казахстана. В условиях растущей глобализации и культурного разнообразия, Казахстан представляет собой уникальную среду, где сосуществуют различные этнические группы и языки. Целью данного проекта является анализ существующих коммуникационных стратегий и разработка рекомендаций по их оптимизации для повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества между различными культурами. Глобализация и как следствие этнодемографические процессы, происходящие сегодня в мире, оказывают существенное влияние на изменение этнополитической ситуации и взаимоотношения с другими странами, в том числе и в Республике Казахстан, где важнейшим фактором развития становится обеспечение равноправных условий для всех этносов. C одной стороны, процесс глобализации стирает границы между странами и регионами. Но, с другой стороны, одновременно с этим он усиливает общественную дискуссию вокруг проблематики национальных языков, культур, ментальных особенностей. Эти процессы постепенно проявлялись на фоне глубоких геополитических сдвигов, происходивших внутри мирового сообщества, начиная со второй половины прошлого столетия. Этнополитика Казахстана опирается на конституционные принципы государства, в которых определен приоритет прав человека и гражданина. Так, согласно Конституции Республики Казахстан, «каждый имеет право на использование своего языка» (Статья 7), что подчеркивает важность языкового разнообразия. Также Закон Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан" устанавливает принципы языковой политики, направленной на поддержку многоязычия и гармоничное сосуществование культур. В рамках Государственной программы "Рухани жаңғыру" предусмотрены меры по развитию межкультурной компетенции, что подтверждает актуальность исследования. Эти нормативные документы служат основой для понимания контекста, в котором осуществляется кросс-культурное взаимодействие в Казахстане, и подчеркивают значимость разработки эффективных коммуникационных стратегий. Это обусловливает актуальность темы проекта и позволит дополнить имеющийся теоретический задел и практический опыт в данном направлении. В рамках исследования будет проведено анкетирование, интервью, фокус-группы, а также изучены успешные кейсы кросс-культурного взаимодействия. Ожидается, что результаты исследования позволят развить исследовательские компетенции и предложить новые подходы к кросс-культурной коммуникации. Разработка практических рекомендаций и учебного пособия по результатам исследования поможет улучшить социальное взаимодействие в языковом пространстве Казахстана и сформировать исследовательскую компоненту у студентов. Научная новизна работы фокусируется на уникальных аспектах кросс-культурного взаимодействия в Казахстане, учитывающем многоязычие и культурное разнообразие, что позволяет выявить специфические коммуникационные практики, способствующие эффективной коммуникации. Результаты данного исследования будут полезны для научного сообщества, а также для практиков, занимающихся вопросами межкультурного взаимодействия в Казахстане и за его пределами. Настоящая работа направлена на содействие гармонизации отношений в многоязычной и многокультурной среде, что является актуальной задачей для современного общества.

Цель

Сформировать исследовательские компетенции у студентов на основе коммуникационных стратегий для эффективного кросс-культурного взаимодействия в языковом пространстве Казахстана.

Результаты проекта

1) не менее 2 (двух) статей или обзоров в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index и входящем в 1 (первый) или 2 (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 50 (пятидесяти) - Вестник Томского государственного университета, г.Томск, РФ, Context Journal of Psycholinguistic Research, США;

2) не менее 4 (четырех) статей и (или) обзоров в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКНВО – Вестник КУ им. Ш.Уалиханова, Вестник ЕНУ им. Л.Гумилева, научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина;

3) научная монография, объемом не менее 5 печатных листов с вкладом членов исследовательской группы не менее 3 печатных листов,

4) сборник практических рекомендаций для организаций и учреждений по внедрению эффективных коммуникационных стратегий;

5) учебное пособие по формированию исследовательских компетенций для студентов, изучающих иностранные языки. Пособие будет внедрено и апробировано в учебном процессе со студентами НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова»;

6) получение авторских свидетельств на монографию, сборник практических рекомендаций и учебное пособие;

7) проведение ряда семинаров в Кокшетау, Астана и Алматы, направленных на изучение и обсуждение коммуникационных стратегий, способствующих кросс-культурному взаимодействию в языковом пространстве Казахстана;

8) не менее 2 (двух) статей в Международных научных журналах и сборниках научно-практических конференций.