21. ИРН AP19676455 «Scientific and methodological approaches to popularization of science in children's and youth environment by modern technological means of communications» (Diana Sairanovna Sabitova)
Information on scientific and (or) scientific-technical projects of grant financing by Ministry of Science and Higher EducationRepublic of Kazakhstan
1) Grant financing Grant financing of scientific and (or) scientific-technical projects for 2024-2026 (implementation period 36 months)
Project summary
Project title
ИРН AP19676455 «Scientific and methodological approaches to popularization of science in children's and youth environment by modern technological means of communications».
Project manager
Diana Sairanovna Sabitova, Associate Professor, PhD
Implementation period
2024-2026.
Amount of funding
50 937 252 tenge
Topicality
According to the analytical data of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan today in civil universities the ratio of students by levels of education is distributed as follows: 90% of bachelors, 9% of masters and less than 1% of PhDs. While the global trend of the ratio corresponds to 54% of bachelors, 43% of masters and 3% of PhDs. At the same time, there are 662 scientists per one million population in the RoK in 2018, compared to 994 in Ukraine, 1235 in China, 1340 in Georgia, 2130 in Bulgaria, 2851 in the Russian Federation, and 4256 in the USA.
At the same time, there has been a sharp decline in the number of scientific personnel since Kazakhstan gained independence. For example, while in 1990 the number of scientific personnel was 50626, in 2018 the figure was 22378. Static data clearly demonstrate that the RK has the lowest indicator of the number of scientists per capita. That is, over the past thirty years there has been a persistent trend of decline in the intellectual potential of the country, although the state is taking measures aimed at the activation of scientific activity through grant funding projects, PCF, "Zhas ғalym", competitions "Best Researcher", increasing the number of grants PhD, etc. All this indicates the crisis state of science as a social institution, and the consequences of this crisis are reflected in the development of industry, business and the economy of the whole state. One of the ways out of the crisis is to popularize science among the general public, schoolchildren, students, the business sector and the state.
Objective
The aim of the project is a scientific-theoretical substantiation of the process of popularization of science in children and youth environment on the basis of identified effective channels of perception by modern technological means of communication to stimulate their interest in scientific activity
Результаты проекта:
1) Сформирована таблица сущностной характеристики понятия «популяризация науки». Включено разграничение между понятиями «научная коммуникация» и «популяризация науки», рассмотрены модели (дефицита, диалога), выделены ключевые признаки: достоверность, доступность, глубина понимания предметной области, выбор коммуникационного канала. Охарактеризована эволюция понятия в контексте перехода от односторонней к двусторонней модели коммуникации.
2) Выявлены маркеры понятия «популяризация науки». Выделены маркеры понятия как феномена (достоверность, доступность, канал коммуникации) и как процесса (информационно-когнитивный, трансформационный, коммуникативный). Проведен анализ стратегий популяризации (субъективизация, информационное развертывание, метадискурсивный комментарий), отражены подходы фундаментализма и актуализма.
3) Написан отчет по медиа-рынкам. Проведен медиаскан с учетом национального и международного контекста. Проанализированы данные отчета мониторинга СМИ и социальных медиа. Зафиксированы медиа-предпочтения целевых групп.
4) Сформированы профили целевых групп. Изначально были определены пять целевых групп: младшие школьники (1-4 классы), подростки (5-8 классы), старшеклассники (9-11 классы), студенты бакалавриата и магистранты. Каждая группа была охарактеризована по следующим параметрам: возраст, поведенческие особенности, уровень цифровой грамотности, предпочтения в медиаплатформах, форма потребления информации (видео, подкасты, текст, интерактив), а также среднее время, проводимое в интернете. На основании результатов социологического эксперимента перечень целевых групп был дополнен – введена шестая группа: студенты колледжей, как самостоятельный сегмент, обладающий уникальными характеристиками медиапотребления и восприятия научного контента.
5) Написан отчет социологического эксперимента. Разработана программа социологического эксперимента и проведён опрос 5092 респондентов в шести регионах: г. Кокшетау, г. Алматы, г. Усть-Каменогорск, г. Атырау, г. Актобе и г. Шымкент. В результате анализа выявлены особенности восприятия научной информации по каждой целевой группе, определены наиболее эффективные каналы коммуникации (социальные сети, мессенджеры, видеохостинги и др.) и предпочтительные форматы контента (видео, подкасты, мини-лекции, геймифицированные задания и т.д.).
6) Разработаны пакеты медиа-контентов. Они адаптированы под шесть целевых аудиторий с учётом их возрастных, когнитивных и медиаповеденческих особенностей. В каждом пакете представлены форматы и инструменты, наиболее эффективные для конкретной группы. Дополнительно разработаны методические гайды по использованию пакетов. В них представлены рекомендации по структуре контента, подбору ключевых месседжей, адаптации языка и визуализации информации.
7) Разработана методика оценки имиджа ученого в РК. Методика основана на пяти ключевых конструктах: когнитивном, эмоциональном, нравственном, социальном и информационно-коммуникативном. Каждый конструкт раскрыт через индикаторы и соответствующие вопросы, сформированные в цифровую анкету. Методика получила авторское свидетельство №50669 от 22 октября 2024 года.
8) Разработана методика оценки интереса школьников и студентов к научной деятельности. Она основана на модели ICT (Interest, Content, Technology), охватывающей три ключевых компонента: мотивационный (внутренний интерес к науке), содержательный (восприятие и понимание научной информации) и технологический (использование цифровых ресурсов и платформ в научной деятельности). Методика представлена в виде цифровой анкеты, включающей структурированные вопросы по каждому из компонентов. В исследовании приняли участие учащиеся школ и студенты колледжа. Были получены письма информированного согласия, в том числе от родителей несовершеннолетних участников. Проведена статистическая обработка результатов. По итогам разработки методика получила авторское свидетельство №51247 от 8 ноября 2024 года.
9) Разработаны модели распространения научных знаний для разных целевых групп. Модели основаны на анализе современных теорий и подходов, включая технологию 3MT (Three Minute Thesis), теорию когнитивных стилей, теорию поколений, цифрового гражданства и интереса. В основу положены принципы адаптивной коммуникации с учётом возрастных, когнитивных и медийных особенностей каждой группы — от школьников до магистрантов. Особое внимание уделено применению цифровых форматов (видео, интерактив, геймификация), использованию инструментов искусственного интеллекта и мессенджеров, а также учёту межпоколенческих различий (Y, Z, Альфа). Проведена апробация моделей в школах и колледжах г. Кокшетау с участием педагогов и учащихся. Результаты подтвердили актуальность дифференцированных подходов к популяризации науки.
10) Была разработана программа повышения квалификации для учителей школ и колледжей по теме "Использование социальных сетей и искусственного интеллекта для повышения интереса школьников к научной деятельности", в которых приняли участие 43 педагога Школы-гимназии №13 г. Кокшетау и Колледжа при КУ им. Ш. Уалиханова.
Статьи:
1) Сабитова Д. С., Ракишева Г. М., Жантемирова М. Б., Исмагулова А. Е. Оценка имиджа учёного в Казахстане: результаты пилотного этапа исследования // Известия КазУМОиМЯ им. Абылай хана. Сер. «Педагогические науки». – 2024. – Т. 75, № 4. – С. 144-161. – DOI: 10.48371/PEDS.2024.75.4.009 https://bulletin-pedagogical.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/1624/607
2) Сабитова Д.С. Анализ трендов развития науки в Казахстане как критерий оценки ее популяризации // Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия «Педагогические науки». – 2023. – № 3. – С. 33-41. https: https://shokan.edu.kz/documents/1152/ Vestnik_3_2023.pdf
3) Лепешев Д. В., Сабитова Д. С., Оразбаева К. О. Причины кризиса доверия к ученым среди молодого поколения: пути преодоления // Актуальные вопросы науки и образования: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск, 25–26 окт. 2024 г. – С. 45-52. – ISBN 978-5-9624-2341-8.
4) Оразбаева К. О., Сабитова Д. С., Лепешев Д. В. Жобалық оқытуда оқушылардың ғылыми іс-әрекетке қызығушылығын дамыту // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. – Усть-Каменогорск: НОЦ «Inn & Science Asia», 30 окт. 2024. — С. 73–79. — ISBN 978-601-08-4599-2.
5) Ракишева Г. М., Абдрасилова А. К. Психолого-педагогические факторы и механизмы формирования имиджа педагога-исследователя // Шоқан оқулары–29. Наследие Шокана Уалиханова: региональный аспект и глобальные перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Кокшетау: КУ им. Ш. Уалиханова, 2025. – Т. 2. – С. 210–214. – ISBN 978-601-261-675-0.
6) Абдрасилова А., Ракишева Г. М. Теоретические основы имиджа педагога-исследователя высшей школы // Инновации в науке и образовании: от идеи к внедрению: сб. ст. по материалам XXV Междунар. науч.-практ. конф., 25 декабря 2024 г. – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 33–38. – ISBN 978-5-00166-782-2.
7) Звягина К. С., Ракишева Г. М. Психологические механизмы формирования интереса к науке у детей школьного возраста // Кенжегалиевские чтения – 2024: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти канд. пед. наук К. К. Кенжегалиева, 27 ноября 2024 г. – Кокшетау: Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, 2024. – С. 334–342. https://shokan.edu.kz/documents/3320/Сборник_Кенжегалиевские_чтения_-_2024_3.pdf
8) Нурханова Ж. М., Ракишева Г. М. Развитие научной коммуникации в школьной среде современными средствами обучения // Кенжегалиевские чтения – 2024: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти канд. пед. наук К. К. Кенжегалиева, 27 ноября 2024 г. – Кокшетау: Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, 2024. – С. 400-405. https://shokan.edu.kz/documents/3320/Сборник_Кенжегалиевские_чтения_-_2024_3.pdf
9) Нурханова Ж. М., Ракишева Г. М. ИИ‑инструмент в образовании сегодня: проблемы и перспективы // ILIM.KZ – Международный научно-методический журнал. – 2025. – № 6(2). – С. 13–14. https://drive.google.com/file/d/1VbRP-3vHhTzSshZS3ebRNLlYA8cm_K9v/view?usp=drive_link
Авторские свидетельства
1) Разработана методика оценки имиджа ученого в РК, получено авторское свидетельство №50669 на произведение науки от «22» октября 2024 года. https://newcab.kazpatent.kz/?!.iD=W0PE
2) Разработана методика оценки интереса школьников и студентов к научной деятельности, получено авторское свидетельство №51247 на произведение науки от «8» ноября 2024 года. https://newcab.kazpatent.kz/?!.iD=6gWX
3) Разработана методика оценки интереса студентов вуза к научной деятельности, получено авторское свидетельство №60175 на произведение науки от «24» июня 2025 года. https://newcab.kazpatent.kz/?!.iD=6AGj
4) Получено авторское свидетельство №60132 на произведение науки от «24» июня 2025 года на монографию «Научно-методологические подходы популяризации науки в детско-юношеской и молодежной среде современными технологическими средствами коммуникаций». https://newcab.kazpatent.kz/?!.iD=6zuZ