Жакупова Айгуль Досжановна

Информация по научным и (или) научно-техническим проектам грантового финансирования МНВО РК

1) Грантовое финансирование молодых ученых по научным и (или) научно-техническим проектам на 2022-2024 годы (срок реализации 30 месяцев)

Краткая информация о проекте

Тема проекта

ИРН AP 14869264 «Мотивационная рефлексия детей в условиях моно- и билингвального формирования личности»

Руководитель проекта

Жакупова Айгуль Досжановна –доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и литературы

Сроки реализации

2022-2024 гг.

Сумма финансирования

44 645 106 тенге

Актуальность

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие речевой мир ребенка все чаще становится объектом исследования ученых, однако в Казахстане лингвистике детской речи уделяется недостаточное внимание. Комплексного подхода к исследованию МР детей, формирующихся в моно- и билингвальном социуме Казахстана, до сих пор не было предпринято. Впервые проведено сопоставительно-мотивологическое исследование МР детей с опорой на показания метаязыкового сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста в психолингвистическом и когнитивном аспектах.

Цель

В рамках теории сопоставительной мотивологии 1) исследовать МР как лингвокогнитивный операциональный механизм осмысления языковых фактов с опорой на показания метаязыкового сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирующихся в условиях моно- и билингвального социума Казахстана; 2) выявить универсальные и специфические особенности МР детей-монолингвов и детей-билингвов.

Результаты проекта

1) Создана теоретико-методологическая концепция исследования МР детей в условиях формирования моно-билингвальной личности на основе работ отечественных и зарубежных ученых по онтолингвистике, психолингвистике, когнитивной лингвистике, сопоставительной мотивологии.

2) Разработана методология психолингвистического исследования МР детей-монолингвов и детей-билингвов.

3) Проведен мотивологический анализ лексики с опорой на показания метаязыкового сознания детей-респондентов в рамках мотивологии, в результате чего определен «мотивационный паспорт» каждого слова по параметрам теории лексической мотивации слов.

4) Описан ассоциативно-мотивационный потенциал языкового сознания детей; представлены операциональные языковые алгоритмы, стимулирующие ребенка осмысленно усваивать язык через МР, в виде схем/диаграм и исследовательская модель лингвокогнитивного (лингвокреативного) опыта усвоения и познания языка ребенком.

5) Выявлены универсальные и специфические особенности языковой рефлексии детей, актуализированной в отношении мотивированной лексики, определены доминирующие в языковом сознании ребенка-монолингва и ребенка-билингва рефлексивы, выявлены стратегии осмысления внутренней формы слова и мотивационные процессы, а также охарактеризованы словотворческие способности детей, формирующихся в моно- и билингвальной среде Казахстана.

6) Выработаны рекомендации по использованию знаний об особенностях МР детей для педагогов-практиков в процессе подготовки занятий по обучению грамоте и словесности детей, обучающихся в предшколе и в начальном звене школы.

Список опубликованных работ за 2022-2024 годы

КНИГИ:

  1. Жакупова А.Д., Анищенко О.А., Жумагулова О.А., Темирова Ж.Г., Тлеубердина Г.Т., Каирбекова И.С., Шмельцер В.В. Подсказки для родителей: развиваем речь и воображение детей. Пособие для родителей. – Астана: Изд-во ТОО «Полиграфический центр «Индиго Принт»», 2024. – 53 с.
  2. Жакупова А.Д., Анищенко О.А., Жумагулова О.А., Темирова Ж.Г., Тлеубердина Г.Т., Каирбекова И.С., Шмельцер В.В. Давайте рассуждать: открывая мир мотивационной рефлексии. Методическое пособие для учителей начальных классов. – Астана: Изд-во ТОО «Полиграфический центр «Индиго Принт»», 2024. – 150 с.

В базе SCOPUS

  1. Жакупова А.Д., Анищенко О.А., Темирова Ж.Г. Исследование мотивационной рефлексии детей-монолингвов и детей-билингвов (на материале данных психолингвистического эксперимента) // Вестник Томского государственного университета. Филология. – Томск, 2024. – №88. – С. 48-75. Процентиль 73; 2 (второй) квартиль; http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001143043
  2. Жакупова А.Д., Анищенко О.А., Темирова Ж.Г. Стратегии осмысления мотивированной лексики детьми-монолингвами и детьми-билингвами Северного Казвхстана // Русистика. 2024. № 2. С. 208-224. Процентиль 68; 2 (второй) квартиль; https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/40557

В журналах КОКСОНВО

1 Жакупова А.Д., Жумагулова О.А., Каирбекова И.С., Тлеубердина Г.Т., Мұратбекқызы Р. Балалар сөйлеу тілінің уәждемелік рефлексиясы //Торайғыров университетінің Хабаршысы. Филология сериясы Павлодар. №4. 2023. – 136-149 бб. https://vestnik-philological.tou.edu.kz/storage/journals/121.pdf

2 Жақыпова А.Д., Жұмағұлова Ө.А., Қайырбекова И.С., Тлеубердина Г.Т. Онтолингвистика және балалар сөйлеу тілінің уәждемелік рефлексиясы////Абылай хан атындағы Қазақ халықаралық қатынастар және әлем тілдері университетінің Хабаршысы. Филология сериясы. – 3 (70) 2023. – 65 -83 б. https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.70.3

Международные научно-практические конференции

1 Жакупова А.Д., Жумагулова О.А., Каирбекова И.С., Тлеубердина Г.Т. «Понятные непонянтности» О.А.Султаньяева и мотивационная рефлексия детей// Материалы VII Международной научно-практической конференции «Слово в языке и речи: современные исследования в филологических науках», посвященной 85 летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора О.А.Султаньяева. – Кокшетау. 2023 г. –С.63-73.

2 Анищенко О.А., Темирова Ж.Г. Внутренняя форма слова в аспекте осмысления детьми-монолигвами и детьми-билингвами // Материалы Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения - 27». – Кокшетау. 2023 г. –С.35-40.

3 Мұратбекқызы Р.,Жумагулова О.А. Балалар сөйлеу тілінің лингвистикалық контексіндегі балалардың уәждемелік рефлексиясы: фонетикалық уәж // Материалы Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения - 27». – Кокшетау. 2023 г. – С.183-190.

4 Жакупова А.Д., Жумагулова О.А., Каирбекова И.С., Тлеубердина Г.Т. Методология сопостовительно-мотивологического исследования мотивационной рефлекскии детей // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы онтолингвистики -2023: вариативность речевого онтогенеза». – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И.Герцена. 2023 г. – С.176-187.

5 Анищенко О.А., Темирова Ж.Г. Мотивационная рефлекския детей –билингвов и монолингвов северного Казахстана (по результатам психолингвистического эксперимента) // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы онтолингвистики-2023: вариативность речевого онтогенеза». – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И.Герцена. 2023 г. – С.187-195.

6 Анищенко О.А., Темирова Ж.Г. Осмысление семантического типа мотивированности детьми-монолингвами и детьми-билингвами // Материалы XV Конгресса МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире». С-Пб, 2024. С. 1306-1310. (12-16 сентября 2023 года, Санкт-Петербург)

7 Жакупова А.Д. Общность и специфика осмысления мотивированной лексики русского языка детьми-монолингвами и детьми-билингвами // Материалы XV Конгресса МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире». С-Пб, 2024. С. 1345-1350. (12-16 сентября 2023 года, Санкт-Петербург)

8 Жакупова А.Д., Шмельцер В.В. Исследование мотивационной рефлексии детей в сопоставительно-мотивологическом аспекте // Материалы Международной научно-практической конференции «Шоқан оқулары-28 Новая научная парадигма: коллаборация, цифровизация и коммерциализация». Кокшетау, 2024 г. – С. 203-208.

9 Жакупова А.Д., Сенчук О.М. Организация лингвистического эксперимента для анализа мотивационной рефлексии учащихся 5 классов // Материалы Международной научно-практической конференции «Шоқан оқулары-28 Новая научная парадигма: коллаборация, цифровизация и коммерциализация». Кокшетау, 2024 г. – С. 197-203

10 Жаңалықова Ж.Қ., Жумагулова О.А. Билингв және монолинв балалардың метасөйленімдеріндегі семантикалық уәжділік // Материалы Международной научно-практической конференции «Шоқан оқулары-28 Новая научная парадигма: коллаборация, цифровизация и коммерциализация». Кокшетау, 2024 г. – С. 574-579.

Авторские свидетельства

1 ТЛЕУБЕРДИНА ГУЛЬДЕН ТОКАТОВНА, Жакупова Айгуль Досжановна, Темирова Жанна Германовна, Шмельцер Виктория Владимировна, Каирбекова Ибагуль Сулейменқызы, Жумагулова Омиргуль Акановна, Анищенко Ольга Александровна «АТА-АНАЛАРҒА КЕҢЕС: балалардың тілі мен қиялын дамытамыз» авторское свидетельство № 50179 от «4» октября 2024 года

2 ТЛЕУБЕРДИНА ГУЛЬДЕН ТОКАТОВНА, Жакупова Айгуль Досжановна, Темирова Жанна Германовна, Шмельцер Виктория Владимировна, Каирбекова Ибагул Сүлейменовна, Жумагулова Омиргуль Акановна, Анищенко Ольга Александровна «Уәждемелік рефлексия әлемін ашып, ойланайық» авторское свидетельство № 49960 от «25» сентября 2024 года

3 ТЕМИРОВА ЖАННА ГЕРМАНОВНА, Мухамеджанов Ильяс Тулегенович, Жакупова Айгуль Досжановна «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ АНАЛИЗА МОТИВАЦИОННОЙ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ МОНОЛИНГВОВ И БИЛИНГВОВ 7 КЛАССОВ» авторское свидетельство №50372 от «11» октября 2024 года

4 ТЛЕУБЕРДИНА ГУЛЬДЕН ТОКАТОВНА, Жакупова Айгуль Досжановна, Каирбекова Ибагуль Сулейменовна, Жумагулова Омиргуль Акановна «БАЛАЛАР СӨЙЛЕУ ТІЛІНІҢ УӘЖДЕМЕЛІК РЕФЛЕКСИЯСЫ» авторское свидетельство № 50074 от «1» октября 2024 года

5 ТЕМИРОВА ЖАННА ГЕРМАНОВНА, Жакупова Айгуль Досжановна, Анищенко Ольга Александровна «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL LANGUAGE-AWARENESS IN PRIMARY SCHOOLERS: THE METHODOLOGICAL ASPECT» авторское свидетельство № 50512 от «17» октября 2024 года