Информация по научным и (или) научно-техническим проектам грантового финансирования МНВО РК

1) Грантовое финансирование молодых ученых по научным и (или) научно-техническим проектам на 2022-2024 годы (срок реализации 28 месяцев)

Краткая информация о проекте

Тема проекта

ИРН № AP14972630 «Роль полиязычного образования школьников при ранней профилизации в контексте Атласа новых профессий и компетенций Казахстана»

Руководитель проекта

Молдабекова Сандугаш Кайрхановна, доктор PhD, ассоциированный профессор кафедры педагогики и психологии, Кокшетауский университет имени Ш.Уалиханова

Сроки реализации

2022-2024 гг.

Сумма финансирования

17 413 907 тенге

Актуальность

Ранняя профилизация школьников направлена на профессиональное самоопределение личности, которое выступает как результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и результатов. Проблема выбора пути встает перед личностью в тот момент, когда она еще не обладает достаточным жизненным опытом, более того находится под воздействием современных трендов в обществе, сменой социального престижа многих профессий, изменениями в системе образования. Личность должна осознавать, что для достижения успеха в профессиональной сфере, следует иметь хорошую профессиональную подготовку, владеть навыками общения, обладать способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда. Профессиональное самоопределение представляет собой эмоционально-ценностное отношение к выбору будущей профессии, ориентацию на траектории личностного и профессионального развития.

Цель

Разработка концептуальных основ и модели ранней профилизации в контексте полиязычия как одного из основных трендов современного образовательного процесса, направленного на развитие конкурентоспособности личности обучающегося.

Результаты проекта

Результаты научно-исследовательской работы по проекту за 2023 г обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова», на научном семинаре «Актуальные проблемы психолого-педагогической науки и современного образования», где отмечена большая продуктивность в решении задач реализуемого проекта.

Проведена Международная школа лидерства, в которой приняли участие ученые Казахстана, Узбекистана, Российской Федерации, где активно обсуждались актуальные вопросы лидерства в профессиональной сфере, теоретические и практические аспекты ранней профилизации, роль лидерства при выборе профессии и др. Издан сборник материалов круглого стола «Международная школа лидерства: теория и практика» КУ им. Ш.Уалиханова, 2023. – 122 с.

Разработано и издано учебно-методическое пособие «Реализация полиязычного образования в условиях ранней профилизации школьников», в котором представлены методологические и научно-методические аспекты реализации полиязычного образования в контексте ведущих идей развития ранней профилизации учащихся в условиях современной образовательной системы.

На этапе реализации проекта в 2023 г были получены результаты, которые отражены в следующих публикациях:

1) Молдабекова С.К., Сыздыкова Б.Р. Ранняя профилизация при профессиональном самоопределении как показатель успешности // Материалы круглого стола «Международная школа лидерства: теория и практика». – Кокшетау: КУ им. Ш.Уалиханова, 2023. – С. 105-108.

2) Стукаленко Н.М., Просандеева И.А. Формирование лидерских качеств у будущих педагогов-психологов // Материалы круглого стола «Международная школа лидерства: теория и практика». - Кокшетау: КУ им. Ш.Уалиханова, 2023. – С. 83-86.

3) S.K. Moldabekova, A.G. Shaimerdenova, N.M. Pazylova, A.M. Zatyneyko. Foreign language training of future teachers in the context of the modern paradigm of education. Вестник Карагандинского универстита. Серия . – Караганда, 2023, № 2 (110). – С.198-208 DOI 10.31489/2023Ped2/198-208

4) Молдабекова С.К., Стукаленко Н.М., Просандеева И.А. Полиязычное образование с фокусом на развитие системы ранней профилизации обучающихся // Вестник Кокшетауского университета им. Ш.Уалиханова. Серия: Педагогические науки. – Кокшетау, 2023, №3. – С.41-47

5) Молдабекова С.К., Стукаленко Н.М., Просандеева И.А. Анализ опыта организации профильного обучения в Казахстане и за рубежом // Вестник Кокшетауского университета им. Ш.Уалиханова. Серия: Педагогические науки. – Кокшетау, 2023, №3. – С.84-94

6) Молдабекова С.К., Стукаленко Н.М., Просандеева И.А. CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF A TEACHER- PSYCHOLOGIST WITH SENIOR CLASSES // Вестник Кокшетауского университета им. Ш.Уалиханова. Серия: Педагогические науки. – Кокшетау, 2023, №1. – С.52-58

7) Молдабекова С.К., Сыздыкова Б.Р., Стукаленко Н.М. Компетентностный подход при иноязычной подготовке педагогов // Материалы Регионального форума педагогов-психологов, психологов, социальных педагогов «Современные векторы научного осмысления психологического здоровья личности в XXI веке». - Кокшетау: КУ им. Ш.Уалиханова, 2023. – С. 59-63

8) Молдабекова С.К. Кайникенова Г.К., Кусаинова Г.Т. Подходы при полиязычной подготовке будущих педагогов. // Материалы сборника научных трудов «Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века. - Москва, Перспектива, 2023. - С. 406-409

9) Карпинская В.В., Молдабекова С.К. Профессиональное самоопределение обучающихся как фактор развития и формирования личности // Материалы научно-практической конференции студентов «Мир студенческой науки – новые возможности». – Кокшетау, 2023. – С. 170-173

10) Ашимова Ж.С., Молдабекова С.К. Формирование профессионального самоопределения учащихся в школе. – Кокшетау, 2023. – С. 46-49