Энциклопедически образованная многогранная личность Абдумуталипа Абжаппарова вызывает уважение силой духовного «я», недаром его причисляют к лучшим представителям ректорского корпуса страны, эффективным топ-менеджерам казахстанского образования, профессионалам высшей пробы. Реформатор по убеждениям, новатор по стилю работы, внедрявший в вузовскую сферу лучшие инновационные методики обучения, инициатор введения ЕНТ в стране и один из авторов «Новой модели формирования студенческого контингента». С именем этого харизматичного лидера творческая и научная интеллигенция Казахстана связывает современную концепцию высшего профессионального образования страны. В годы формирования национальной повестки дня для вузовской системы через Абжаппарова проходили ключевые решения по реформированию образовательной системы независимого суверенного государства. Мы беседуем с видным ученым Казахстана накануне 60-летнего юбилея НАО «Кокшетауский университет имени Шокана Уалиханова». - Абдумуталип Абжаппарович, расскажите о себе! - Родился я в Араванском районе Ошской области Киргизской ССР 10 февраля 1950-года. Каждого, говорят, ведет судьба, но человек волен идти и наперекор ей. Не предугадать будущее никому, но с детства привык полагаться только на себя, кем бы ни стать, ощущать себя только собою… На своем опыте познал, каково выбиваться в люди без поддержки и связей наверху. Детство мое пришлось на нелегкую пору и осталось в памяти, самой яркой, самой отрадной порой, несмотря на лишения, скромный скудный быт той поры. Первый кусок хлеба, добытого собственным трудом, разлив цветов в нагорьях, песни птиц над головой и бег горячего коня по росистой траве, как и всюду на земле, юность останется в моей памяти одним пронзительным ясным мгновением… Память постучится в сердце, не раз постучится, высекая из глубин подсознания самый добрый огонь воспоминаний, от которого согревается душа, исторгая ответное тепло. Тихая малая моя родина, исполненная любви и печали, в которой много света, много радости, зазвучит во мне не раз. Учиться всегда любил, школу закончил в Туркестане с серебряной медалью, затем металлургический факультет вуза. Горд, что высшее образование я, будучи тогда честолюбивым, полным надежд на особенное сияющее счастье впереди, казахским интеллектуалом, смог получить именно во флагмане технической науки республики – Казахском политехническом институте, носившем имя Ленина, в тогдашней столице КазССР – прекрасной Алма-Ате, так мы называли город молодости. В 1972-м году с отличием закончил учебу по специальности «металлургия цветных металлов». Многое мне дала учеба в аспирантуре Казахского политехнического института и Ленинградского горного института, потому обращаюсь к нынешним студентам и магистрантам университета: не останавливайтесь на достигнутом, жизнь – борьба, в которой стремиться надо только вперед. В 1979 году защитил диссертационную работу на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему: «Исследование технологии спекания красного шлама с бесщелочными алюмосиликатами» Позже защитил докторскую диссертацию, получив ученую степень доктора технических наук, а в 2001 - профессорское звание. В 2003-м году избран действительным членом Инженерной Академии РК, в 2005-м году – действительным членом Международной Академии наук высшей школы. В 2015-м – избран академиком Академии педагогических наук Казахстана. Для меня особо значима научно-исследовательская стажировка в двух университетах Федеративной Республики Германия в конце 80-х. (Т. U.Claustahl, RWTH, Ааhen).) В 1994-1995 годах учился в Нижнесаксонской немецкой Академии управления (DMAN), где защитил научную работу по теме: «Управление персоналом в сфере образования». Дорог мне и сертификат на знание немецкого языка Института Гете (г. Франкфурт). - С июля 2014 года по июнь 2018 года Вы являлись ректором Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова. Каким Вам помнится этот период жизни? - Да, действительно, Кокшетау стал мне дорог по-особому, многое помнится спустя годы ясно и зримо. Горжусь тем, что удалось общими усилиями большое для северного Казахстана достижение: открыть в университете медицинский факультет! Этот вуз имеет 60-летнюю историю в системе высшего образования. Однако дефицит медицинских кадров в регионе меня насторожил: громадная область с 19-ю районами, и здесь не готовят врачей, острая нехватка самых нужных докторов в самой актуальной социальной сфере – здравоохранении! В 2018-м году мы открыли факультет общей медицины, но чего это стоило! Сегодня здесь обучают 420 студентов на казахском, русском и английском языках, уже есть и интерны. Интересно, что в Кокшетау учатся иностранные студенты, география желающих получить диплом врача весьма обширна: Индия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. При мне университет стал членом Европейской и Евразийской ассоциации высшего образования. Впервые 6 образовательных программ прошли международную аккредитацию, а 43 образовательных программы – институциональную аккредитацию. В годы моего руководства вузом на 24 кафедрах университета работали более 300 квалифицированных кадров, солидно представлен был профессорско-преподавательский состав: 22 доктора наук, 14 профессоров, 87 кандидатов наук, 52 доцента, 34 обладателя гранта «Лучший преподаватель вуза РК». Усиленно реализовались мероприятия по развитию науки, впервые была открыта докторантура PhD по 5 специальностям «Математика», «История», «Филология», «Экология», «Агрономия». Полностью обновлена учебно-лабораторная база по техническому направлению, в результате чего созданы и введены в эксплуатацию 36 новых учебно-научных лабораторий по различным специальностям в соответствии с международными требованиями. На тот период инфраструктура университета включала четыре современных учебных корпуса, около 800 000 тысяч библиотечных фондов, 5 читальных залов, 2 музея: музеи биологический и истории университета, три физкультурно-оздоровительных комплекса, спортивные залы, учебные мастерские, столовые, общежития, а также студенческий оздоровительный лагерь «Тулпар», расположенный в Зерендинской зоне отдыха. Построен и сдан 26-квартирный «дом ученых» для профессорско-преподавательского состава университета и построено общежитие на 310 мест, строительство которого планировалось много лет до моего прибытия в Кокшетау. Впервые была внедрена электронная система контроля и управления, с помощью которой родители онлайн отслеживают достижения студентов на сайте университета. На данную систему также выдано авторское свидетельство. Как руководителю рыночной формации, мне пришлось основательно и спокойно, по-хозяйски, корректировать систему управления вузом, ненавязчиво преодолевать наметившийся разрыв связей КГУ имени Уалиханова с ведущими вузами страны. Проблем всюду и везде, особенно на новом месте деятельности, всегда в наше время хватает, но, к счастью, удавалось выйти с достоинством из сложных ситуаций, искать и находить новые возможности приумножать инфраструктуру вуза, удержать ядро преподавательского состава, понять и принять потребности и нужды людей. Театр начинается с вешалки, так и культура человека во многом определяется эстетикой окружающего его пространства. Потому поручал, чтобы внешний вид аудиторий, учебных зданий университета и прилегающих территорий соответствовал статусу учебного заведения. Конкурентоспособность вверенного мне вуза волновала в первую очередь, ведь современный специалист немыслим без знания языков и владения компьютерными технологиями. И логично, что мое особое внимание как ректора было направлено на подготовку кадров с максимальным использованием электронных пособий и информационных проектов. Беспокоил, конечно, и вопрос востребованных специальностей с учетом спроса на рынке труда выпускников вуза, ведь с развитием рыночной экономики необходимо четко планировать количество действительно нужных народному хозяйству страны и самому социуму квалифицированных кадров. Мне близка мысль Гумбольдта: «Университет – это союз образования и науки». Убеждал коллег, настаивал на необходимости кардинального поворота вуза к приоритетным направлениям науки. Университет не может называться университетом, если в нем не ведутся исследования по фундаментальным и прикладным научным направлениям. Зная научный потенциал ученых вуза, призывал выдвигать и разрабатывать перспективные и наиболее приоритетные для республики и региона темы исследований и изысканий. На мой взгляд, нельзя экономить на научных командировках преподавательского состава, стажировках, повышении квалификации кадров, оплате процедур защиты ученых степеней, и моя поддержка обнадеживала и вдохновляла сотрудников университета. Вузы в эпоху рыночных перемен неизбежно ждут перемен. Расширяется управленческая и экономическая самостоятельность, но, замечу, при постоянном мониторинге учебного процесса университета и при контроле целевого использования выделяемых средств. Государственные вузы в Казахстане становятся некоммерческими акционерными обществами, а это означает, что открывается возможность создавать новые научные предприятия, коммерциализировать инновационные технологии. Прежний юридический статус вузов не давал возможностей развиваться в соответствии с требованиями времени. В прежнем формате «РГП на ПХВ» при накоплении чистой прибыли часть доходов отдавалась в бюджет. При НАО – только на его развитие. И это здорово! Продвигал необходимость важных поправок в существующий закон о государственных закупках, внимательно изучая и анализируя ситуацию. Ведь не секрет, если победитель государственных закупок затягивает сроки поставок либо отказывается от исполнения договорных обязательств, то здесь нужна оперативная корректировка действий. Все эти моменты волновали и не давали мне покоя. К тому же, помимо административного управления вузом, сам я не мог фактически оставаться в стороне от хозяйственных проблем. Верю и верил, автономия вуза приведет к тому, что в стране будут исчезать откровенно слабые университеты, а останутся только вузы с качественно разработанными образовательными программами, современной учебной инфраструктурой и высоким творческим потенциалом работоспособных профессионалов сотрудников. И всеми силами души коллектив университета сообща реализовывал планы, во многом опережая будущие реформы. Достижением считаю открытие учебной лаборатории на градообразующем предприятии областного центра Кокшетау-ТОО «Гормолзавод». В Кокшетау активисты помнят, как я публично и открыто с высоких трибун отстаивал свою идею: передовые бизнес-структуры региона должны активнее сотрудничать с вузом, создавать и новейшие учебные и научные лаборатории при вузе, помогать приобретать современное технологичное оборудование, и за это им бы полагались значительные налоговые преференции. И всячески силой своего авторитета в обществе способствовал активному взаимодействию с предприятиями Кокшетау и области. Во все времена критерий истины – практика, и таким образом нами создавались кафедры на ведущих заводах, привлекались для проведения занятий у студентов и магистрантов непосредственно производственники. - Вы, Абдумуталип Абжаппарович, признанный ученый в области химии и химической технологии, разработанные Вами технологии известны за рубежом, и, что важно, многие из них внедрены на производстве, решают экологические проблемы. Чуть подробнее о Вашей научной деятельности! - Имею 13 авторских свидетельств и патентов, более 100 научных статей и 2 монографии, подготовил нескольких кандидатов наук. Спектр научных исследований в области смежных наук касается переработки нефтяного сырья и его отходов с экологической точки зрения. Не скрою, всегда стремился быть полезным, – и мой авторитет профессора, доктора технических наук, Почетного работника образования РК, академика ряда научных сообществ, выстрадан годами исследовательских изысканий. Безмерно счастлив, что мои разработки в сфере химии и химических технологий внедрены в производство. С экологической точки зрения весьма актуальны открытые мною переработки нефтяного сырья и отходов. Широкий спектр научных исследований в области смежных наук имеет реальную практическую пользу. - Вы не только известный ученый, общественный деятель, реформатор образования, наверняка, у Вас достаточно широк круг общения? - Древнюю поговорку «Истинная цена человека определяется калибром его врагов», как оказалось, проверяет время, и сегодня с уверенностью могу утверждать: «Истинная цена человека определяется масштабом личности его друзей ». «Жизнь удалась, если удалось путешествие к людям…» Дружба с самой юности для меня – важное и радостное человеческое чувство, та дружба, что «сильнее страсти, больше, чем любовь», как поется в старой доброй песне. Физически и душевно исцеляющая нас теплота близкого человека, родной души нужна в наше непростое время. Давно убедился: самая преданная поддержка в жизни – бескорыстная помощь настоящих друзей, остающихся верными общему делу, научному призванию, особой планиде идти только вперед. Экс-госсекретарь РК, политик, писатель Абиш Кекильбаев, ныне покойный, называл меня «ректором новой формации», – этот высокий статус из уст видного государственного деятеля страны, не скрою, мне очень дорог. Рад, что удавалось мотивировать и вести за собой коллектив, запускать и реализовывать амбициозные проекты, где бы ни руководил, несмотря на различия в менталитете окружения. На востоке республики, в западном Актау или в северном Кокшетау –всюду стремился проявлять гибкость и изобретательность в подходах работы с людьми, в первую очередь заботясь об их комфорте и социальном самочувствии. Неслучай но мне доверяли заботиться о будущем казахстанской молодежи, – в разное время возглавлять три государственных университета Казахстана, и в каждом из них оставить добрый след благими деяниями. - Некогда сэр Уинстон Черчилль, единственный политик, удостоенный Нобелевской премии в области литературы, называл эрудированным того, кто ориентируется на следующее поколение. Что Вы думаете в этом смысле? - Для меня важно, чтобы человек, особенно молодой человек, обладал своеобразным диапазоном мышления и невероятной широтой кругозора, действительно мог иметь свое суждение, отстаивать и защищать свое видение проблемы, собственное мнение и чтобы в будущем молодой профессионал являл собой тип ученого – исследователя в постоянном поиске, не останавливающегося на достигнутом. Не станем забывать о том, что мы живем в Казахстане, это наша страна, и мы в ответе за все, что происходит с родиной. Это наша жизнь, важно, чтобы у молодежи было это желание что-то существенное делать для общества. - Будучи социально активной личностью с ярко выраженной гражданской позицией, Вы, Абдумуталип Абжаппарович, не раз представляли законодательную власть в ряде регионов республики. Расскажите об этой стороне Вашей деятельности. - Разносторонне развитый ученый, но мой взгляд, должен не только тяготеть к культуре Великой Степи, изучать философию восточных мыслителей, проникаться историческими судьбами деятелей Алаш-Орды, его должны волновать не только особенности евразийской степной цивилизации, но и сегодняшний день республики. Как и чем живет и дышит народ, каково приходится простым людям нынче. Не скрою, депутатская деятельность вовсе не меценатство, как иные считают, не статус свадебного генерала, которого приглашают на фестивали и конкурсы. Это будничная, кстати, неоплачиваемая общественная работа, порой невидимая, призванная исполнять наказы избирателей, недаром само слово «депутат» переводится как «сидящий впереди». Ты – избранник народа, делегированный им представитель, а это означает, что будешь отвечать за обращения граждан своим честным именем. - Абдумуталип Абжаппарович, не раз в своих выступлениях и статьях Вы подчеркивали свою позицию относительно реформирования системы высшего образования… - Да, верно, в современном мире именно образование справедливо считают ведущим фактором стабильности и развития общества. На практике, подтверждая данный постулат, я как раз принимал энергичное участие в разработке важнейших законопроектов Казахстана: «Об образовании» (1992 год), «О высшем образовании» (1993 год), «Об образовании» (1999 год). Возглавляя Департамент высшего образования Министерства, не оставался кабинетным чиновником, функционером, а старался относиться к своим обязанностям в высшей степени добросовестно и ответственно в непростой период глубоких реформ. И когда внедрялась система конкурсного отбора выпускников школ на основе единого тестирования, и когда шла оптимизация сети вузов, и когда разрабатывали госстандарты образования, определяли классификаторы специальностей вузов. Наука и образование требуют постоянного развития, вузы должны организовать учебно-образовательный процесс, обеспечив его новейшими учебными лабораториями, инновационным технологичным оборудованием, которое к тому же должно регулярно обновляться. Анализируя современные тенденции развития вузовского образования в стране, на деле реально приближал будущее высшей школы. И в сегодняшнем позитивном имидже, и в добром имени НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» есть, несомненно, моя самоотдача и мои усилия. Замечу, что престижные регалии и солидные ученые степени титулованного ученого для меня просто отметка в резюме. А в моей памяти уютный, компактный, комфортный для проживания тихий зеленый Кокшетау, и время моей работы в университете было возможностью проявить деловые качества и организаторский лидерский дар, почувствовать, как здесь ощущается время перемен и встречать в этом городе таких замечательных людей. Уверен, здесь меня хорошо помнят благодарные за совместную работу коллеги и всегда ждут в стенах университета.