Еремия Наталья Леонидовна

Отсвет далекой звезды

Еремия Наталья Леонидовна (1948- 2013 гг.) – поистине уникальная для Кокшетау и в целом для науки Казахстана личность. Ее имя всегда будет символом несгибаемой воли, сочетавшейся с незаурядным умом, фантастическим упорством в достижении высоких целей . Выпускница факультета иностранных языков Кок - четавского педагогического института (кстати, именно в 1970-м году состоялся первый выпуск английского отделения в полном объеме), достигла в родном вузе в качестве ученого, академического профессора небывалых высот. Наталья Леонидов - на Еремия после несправедливо раннего ухода из жизни в июне 2013-го остается любимым преподавателем многих поколе - ний студентов и магистрантов, трепетно и по сей день чтящих и бережно хранящих память о своем великом Учителе. «Учитель, научи меня трудной науке среди людей оставаться человеком, лю - бить правду, лишь перед ней одной пре - клоняться. И чтобы жизнь, даже пригибая наше тело к земле, никогда не смогла сло - мить нашего духа!» – этот завет свят для достой ных последователей своего велико - го Учителя. Как не восхищаться Натальей Леони - довной Еремия, как не гордиться ее не - превзойденными и поныне никем в родном университете достижениями: в 1998-м году ее имя включено в издание Международного биографическо - го справочника «Кто есть кто среди женщин-профессионалов», в феврале 1999-го Международный Исследовательский Совет Американского Биогра - фического Института присвоил ей титул мира «Женщина года». А название престижной награды «Почетная Золотая медаль второго тысячелетия» го - ворит сама за себя. Родина этой замечательной женщины – город Сороки в Молдавии, а в Казахстан она приехала вслед за мужем, которого по распределению направили в курортный Щучинск. 1970- й год. Наталья Еремия (Соболевская - ее девичья фамилия) – выпускница факультета иностранных языков Кокчетавского педагогического института. Три года она проработала ассистен - том на кафедре английского языка, но талантливая и целеустремленная, была уверена в себе и своих силах и точно знала – ее ждало особенное сия ющее будущее. Аспирантуру Ленинградского отделения Института языкознания Академии наук Наталья Еремия закончила в 1973-м году очно, успев за годы учебы написать диссертацию на тему «Принципы построения системы учебных толковых словарей » причем на материале англоязычной лексикографии. Защитила диссертацию в 1980-м, в этом же году ее изби - рают заведующей кафедрой английской филологии, которую она будет возглавлять десять лет. Звание доцента ей присвоит ВАК СССР. В 1990-м Еремия – академический профессор. Накануне распада Союза кандидат фи - лологических наук, специалист английской лексикографии Наталья Леони - довна будет удостоена звания отличника народного образования СССР. Жизнь ученого – постоянный поиск истины, во всех своих изысканиях и исследованиях Еремия пыталась дойти до самой сути, и этой глубине поз нания учила своих студентов и магистрантов. Всегда стремилась, чтобы молодежь, с которой она работала, была более информирована, ближе к жизни. Советовала браться за новые, не исследованные доселе темы курсовых и дипломных работ. 90 публикаций по самым актуальным проблемам английской лексикографии – итог ее участия в научных конференциях Моск вы, Ленинграда, Алматы, Симферополя. Истинно благодарны лишь люди благородные. Еремия всем сердцем приняла казахскую землю, полюбила мелодичный язык степного народа, хорошо понимала разговорную речь и сама пыталась разговаривать со сту - дентами из далекой аульной глубинки на их материнском языке. Как линг - вист и лексикограф прекрасно осознавала: мощь казахского речестроя не поддается переводу, а развитая интуиция ученого позволяла на молекуляр - ном уровне почувствовать душевность и образность казахской речи, языка полюбившегося ей народа, обладающего редким в мире даром изустной им - провизации. Своим становлением в профессии многие выпускники факультета иностранных языков обязаны Наталье Леонидовне. «Жить – это медленно рождаться», – писал Антуан де-Сент Экзюпери. Для Натальи Леонидовны эти слова французского писателя и летчика-испытателя словно наказ себе, своеобразный символ веры. Через всю ее жизнь, несмотря на трагедию, неизбежную в жизни каждого человека (совсем юным мать потеряла единственного сына) проходит поток солнечного света, сила ее жизненной энергии передавалась физически осязаемо. Общение с нею как своеобразная терапия души – так признаются ее магистранты. Проректор по интернационализации и цифровизации университета Жайлагуль Ораловна Сагандыкова вспоминает: «Мы были очень близки с этой необыкновенной женщиной , сыгравшей в моей судьбе исключительную роль. Мое сердце наполнено благодарностью к памяти Учителя: она подарила мне все, чем я живу сейчас и что делаю!». Мне посчастливилось писать курсовую, дипломную и магистерскую под началом Натальи Леонидовны. Время, проведенное рядом с ней, моим духовным наставником, многому научило меня. Это человек слова, для которой обещание – долг. Человек-совесть. В ней были качества, без которых не состояться в профессии: редкая интуиция, позволявшая безошибочно определять в человеке честность и порядочность. Причем пряма и непримирима она была и в крупном, и в мелочах. Несмотря на достаточную степень доверия и тесного в житейском смысле общения (а мы студентами были вхожи в ее дом) она никогда не позволяла нам ни единой поблажки либо снисхождения на экзаменах. Сама составляла тесты, давала нам список рекомендуемой литературы, повторяя: «Читайте, проникайтесь, учите, обладайте всей полнотой жизни, обновляйте форму, дерзайте, ведь время молодости дано не для болтовни и баловства!». Наталья Леонидовна, строгая и требовательная как преподаватель, чисто по-человечески была удивительно тепла, по-настоящему добра к нам, молодым, предельно деликатна и тактична, если речь шла о чем-то личном и сокровенном. Имея в жизни сильных друзей в разных уголках света, не прерывала связи с ними до конца жизни. Ее действительно любили. При жизни она познала настоящую славу, истинное признание за рубежом, но физически слабея, пережив операции на сердце, инстинктивно чувствовала близость конечности существования и все же стремилась успеть помочь людям. Не надо плакать над землей и умиляться, надо тяжким трудом ее поднимать. Нужны люди дела. «Любовь – это дело», – главный урок нашего Учителя усвоен нами. Она учила нас работать в команде, сближать нас таких разных и непохожих, и результативность, эффективность знаний, которые она нам передавала всегда оставалась высокой. Время – суровейший судья! Только спустя десятилетие после ее ухода, понимаешь: в романтичной, порой склонной к мистике, верящей в магию цифр, Наталье Леонидовне билась жажда светлого доброго, таилась мечта о любви, неутоленная тоска обо всем, что есть и было прекрасного в ее жизни. В ней, успешной, признанной далеко за пределами родного вуза, живущей и работавшей в провинции, отнюдь не было самообольщения, работала до самозабвения, напряженно, дабы не отстать от заданного ритма современной науки, держать тонус. В ее домашней библиотеке собрано множество словарей, справочников, но считая, что библиотекой надо не владеть, а пользоваться, Наталья Леонидовна щедро делилась с нами новинками, отдавая на прочтение. Как специалист в сфере английской лексикографии, свои основные научные труды, лингвистические исследования посвятила проблемам создания толковых учебных словарей. Издавала краткий англо-русский и русско-английский словари лексикографических терминов, грамматический справочник для школьников и абитуриентов, учебно-справочное пособие по английской лексике «Английские омонимы и 1000 английских слов, сходных с русскими». Общеизвестно, что факультет иностранных языков стал в 60-70-е годы ведущим факультетом Кокчетавского пединститута: сюда направлены лучшие кадры, выпускники институтов иностранных языков СССР. А сама кафедра английского языка создана с момента создания вуза. Конечно, неизбежно происходили реорганизации кафедр и самого факультета, но авторитет инязовцев действительно был высок. Кафедру английского языка в 1965-м году возглавил Г. Богин, молодой тогда кандидат педагогических наук, который одновременно руководил и факультетом. Кстати, он стал доктором, профессором и выдающимся ученым страны. Богин знал шесть языков, подготовил достойную смену, основал оригинальную методику преподавания английского языка в условиях «холодной » войны, и следовательно, тотального отсутствия контактов с англоязычным миром. Ежедневное погружение в языковую среду с помощью интенсивного чтения аутентичных материалов и развитие навыков письменной речи весьма развивало устную речь, говорение в форме монолога и диалога, прочно усваивалась лексическая и грамматическая система английского языка. Богин публиковал статьи о Кокчетавском пединституте в газете «Комсомольская правда». По тем временам это было событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу признанного факультета: 1968-й год стал годом всесоюзного набора на ставший передовым в масштабах Союза факультет провинциального вуза. Здесь проводились открытые лекции и практикумы с последующим тщательным анализом и детальным обсуждением на заседаниях одной из лучших в Казахской ССР кафедр, читались интереснейшие доклады по новым методам обучения языку, разрабатывались спецкурсы, методические пособия. Вот такая творческая и подлинно научная атмосфера взрастила тогдашнюю студентку Наталью Еремия. Талантливые наставники, специалисты энциклопедической эрудиции, прекрасные специалисты Наталья Немченко, Любовь Красникова, Роза Машикова, Лилия Насретдинова работали бок о бок с Натальей Леонидовной. Ее последователи, студентки и магистрантки, ныне успешно работающие в вузе: Юлия Астафьева, Динара Рыспаева, Айнагуль Исмагулова, Адия Ахетова и многие другие предпочитают индивидуальный стиль работы с одаренными студентами и активно помогают отстающим в учебе слабым. Отметим преданность Натальи Леонидовны факультету. Ведь несмотря на свой профессиональный рост и грандиозные научные достижения и успехи, она не расставалась со ставшим ей родным факультетом, не покидала коллектив в погоне за призрачным счастьем, обретя здесь свою судьбу, не изменяя призванию. К концу 90-х вследствие оттока кадров и утечки мозгов (на историческую родину в Германию уезжали семьями профессионалы преподаватели, уезжали плача, щедро накрывая дастархан для соседей и друзей ) на факультете на английской кафедре остались только два кандидата наук, и одна из них – Наталья Леонидовна Еремия. Из этой страны уезжают за лучшей судьбой. Но лучшей судьбы, я – то знаю, вообще не бывает. Бывает судьба лишь одна. И она за тобой, куда б ни уплыл, Все равно, как ладья, приплывает… А судьбой Натальи Еремия и стал тишайший, милый и уютный город Кокшетау, окруженный зелеными холмами и округлыми сопками, поросшими хвойными лесами, родной до боли факультет иностранных языков, который она закончила и куда вернулась преподавать английскую лексикографию. Этой жизни она отдавала больше, чем брала. Как признается одна из ее самых талантливых выпускниц Динара Сарсембаевна Рыспаева: «Всю свою библиотеку, собранные годами книги и труды, наша бескорыстная Наталья Леонидовна завещала родной кафедре английского языка и методики преподавания. К счастью, сегодня все эти книги находятся в открытом доступе для студентов, магистрантов и докторантов в аудитории ее имени». С годами не ослабевает, а только разгорается любовь к своему Учителю ее благодарных дипломниц. Юлия Астафьева до сих пор нежно и трепетно признательна своему любимому руководителю: «Я считаю, что мне несказанно повезло быть студенткой Натальи Леонидовны. Мы, ее выпускники, с теплотой в сердце вспоминаем наши практические занятия по интерпретации художественного текста: то, что было сокрыто от нашего студенческого взора, так тонко передавала и раскрывала нам чуткая Наталья Леонидовна. А занятия по истории языка, по переводу художественного текста? Разве можно забыть нашу совместную работу? Наталья Леонидовна – это человек, который открыл для меня англий скую лексикографию. Именно под ее чутким руководством мной были написаны и дипломная работа, и магистерская диссертация в области английской лексикографии. Наталья Леонидовна – справедливая и требовательная, и именно такой мы будем ее помнить! Она умела воспитать в своих студентах смелость ума, привить интерес к серьезной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, создавая идеальные условия на своих занятиях, чтобы наши суждения образовывали царство мысли, а сами мы чувствовали себя в нем властелинами». Говорят, когда человек слаб, он смотрит на звезды. Когда силен, звезды смотрят на него. Верим, что где-то там далеко, в неподвластной нам выси небес, тихо сияет звезда Еремия, посылая оттуда далекий неугасимый свет тем, кто дорог был ей на земле